Опубликовано 03 ноября 2006, 13:18

Пульсирующий гель – новый источник энергии

Как сообщает сайт New Scientist, группе учёных из Университета в Питтсбурге под руководством химика Анны Балацс (Anna Balazs), удалось смоделировать некий гелеподобный материал, который начинает пульсировать, вступая в реакцию с определёнными химическими веществами. Благодаря этой особенности исследователи надеются, что в будущем смогут использовать его для приведения в движение миниатюрных роботов и прочие механические устройства.

Впервые подобные гели были открыты в 1996 году сотрудниками японского Национального Института материалов и химикатов. Эти вещества, получившие название гели Белоусова-Жаботинского (тут не обошлось без участия наших соотечественников: химика и биофизика Бориса Белоусова и биохимика Анатолия Жаботинского), состоят из длинных полимерных молекулярных цепочек, а в качестве катализатора используют редкий металл рутений, по своей структуре весьма схожий с платиной. При добавлении в гель специальных азотистых соединений, в нём начинается цикличная химическая реакция, в результате которой рутениевый катализатор поочерёдно то теряет, то притягивает электроны, заставляя тем самым полимерные цепочки то уменьшаться, то увеличиваться в длине. Это и приводит к пульсации вещества, которая, по словам исследователей, может длиться до нескольких часов.

BelousovZhabotinsky

Так выглядят хаотические автоколебательные процессы в веществе, открытые Белоусовым и научно обоснованные Жаботинским. Именно этот процесс, получивший название «реакция Белоусова-Жаботинского», лежит в основе смоделированного геля

Учёные утверждают, что с помощью такого материала они смогут приводить в движение миниатюрных роботов, для которых он будет служить неким подобием искусственных мышц. Не исключено также, что впоследствии они научатся превращать эти пульсации в электроэнергию, и на основе их изобретения в будущем будет построен источник питания для ноутбуков, мобильных телефонов и прочей портативной техники.

А тем временем...